Кому будет интересна статья: руководителям компаний и предпринимателям с небольшим штатом, работающим в сфере туризма или услуг, в том числе с валютными операциями.
Время чтения: 10 минут. Чтобы ускориться, смотрите комплексную оценку банка в конце статьи.
Выбор банка и открытие счёта
После открытия бизнеса мы четыре года работали в Промсвязьбанке, но в 2017 перешли в Сбербанк. Это надежный банк — крупнейший в России и один из самых крупных в Европе, что дает определенную страховку для денег компании. Ещё было важно, чтобы у банка были отделения по городу, в том числе вблизи от офиса.
Перед открытием счёта я звонила в Сбербанк и уточняла, какие документы подготовить для открытия рублёвого счёта, затем с этими документами отправилась в банк и провела там час. На руках был Устав, приказы о приёме на работу и другие бумаги, а заявление на открытие счёта я заполняла уже в отделении.
Через 5-7 дней после визита на электронную почту пришло уведомление, что расчётный счёт одобрен. Банк спрашивал, нужен ли нам личный кабинет. Кабинет был нужен — и банк прислал ссылку для регистрации личного кабинета. После этого я начала работать со счетом, и дальше всё происходило онлайн.
Когда в начале 2020 года нам понадобился валютный счёт в евро для переводов партнерам за рубеж и получения от них нашей комиссии в евро, я тоже открыла его в Сбербанке. Открыть валютный счёт, как и рублевый, можно только лично в отделении, даже если у вас есть электронная подпись от Сбербанка. Но оформляют счёт довольно быстро — около 30 минут.
За простоту открытия и удобство поставила бы 3, за скорость открытия — 4.
Стоимость обслуживания
В 2017 году у банка было мало тарифов для бизнеса, и сначала мы попали на довольно дорогой тариф, позже сменили его. Я отталкивалась от числа платежных поручений в месяц (для нас это 7-10 платежей), оборотов компании (в нашем случае до 1,5 млн рублей в месяц), зарплатного проекта. Мы делаем переводы только юрлицам, на тот момент не работали с валютой и планировали пользоваться услугой самоинкассации. Сейчас рублевый счёт обходится нам примерно в 1 200 руб./мес.
Валютный счёт стоит почти в три раза дороже, мы платим 3200-3500 рублей в месяц. Правда за это вам полагается персональный менеджер, который всегда на связи и подробно отвечает на все вопросы. Ещё один нюанс: вы можете открыть счёт только в одной валюте, например, в долларах или в евро. Если вам нужны обе валюты, придётся открыть два счёта и их оплачивать.
Правда при открытии случилась неприятность. Счет я открывала дважды, в первый раз он мне был не так уж нужен, но менеджер озвучил, что счет будет бесплатным, я подала заявку на открытие. Через месяц банк списал около 6000 рублей за открытие и обслуживание счета - это было ошибкой сотрудника. Претензию по телефону принять отказались, пришлось писать письмо с просьбой вернуть деньги и закрыть счет, потому что на таких условиях мне работать невыгодно. Ответ пришел через 45 дней: сумму вернули, счет закрыли.
Во второй раз, когда валютный счет точно стал нужен, я открывала его уже с полным пониманием о стоимости. При подаче заявки рассказала менеджеру о прошлой неприятности при открытии. Но он оформил все так, что история повторилась, и мне снова пришлось писать требование о возврате денег, и мне снова их вернули.
Стоимость тарифа считаю высокой, поэтому оценка - 3.
Тарифы других банков
от эксперта podelu.ru
Стоимость обслуживания при тех же условиях в других топ-банков
Модульбанк
0-140 руб./мес.
Открытие
400-700 руб./мес.
Тинькофф
700-900 руб./мес.
Альфа-банк
700-900 руб./мес.
Промсвязьбанк
1800-2100 руб./мес.
Дополнительные банковские продукты
У банка есть дополнительные продукты, которыми мы пользуемся: зарплатный проект, корпоративная банковская карта, кредит в Сбербанке, личный кабинет, проверка контрагента на надежность перед платежом. Ещё — самоинкассация, чтобы самостоятельно вносить деньги на расчётный счёт через банкомат.
Остальные дополнительные услуги мы подключили в сторонних банках, потому что в Сбербанке они очень дорогие. Скажем, тариф по эквайрингу — 3,5%, поэтому эквайринг у нас в Тинькофф-банке, где он обходится в 1,2%. Аренда кассы и кассовое обслуживание — у МТС, где оно тоже заметно дешевле.
Так что за полноту и качество допуслуг тоже ставлю 3.
Другие банковские продукты
от эксперта podelu.ru
Сбербанк предлагает клиентам несколько дополнительных продуктов и услуг
Бухгалтерия
Онлайн-бухгалтерия для самостоятельного ведения учёта и сдачи отчётности, подойдет ИП и небольшим компаниям, стоимость — от 250 руб./мес. Есть услуга бухгалтерского аутсорсинга - от 4 900 руб./мес.
Электронный документооборот
Для обмена юридически значимыми электронными документами с контрагентами, их подписывают электронной подписью Сбербанка — от 0 руб./мес.
Сервис проверки контрагентов
Для получения подробных данных о контрагентах, чтобы снизить риски при работе с ними — 720 руб./мес.
Личный юрист
Для круглосуточной поддержки - от 225 руб./мес.
Сайт для бизнеса
От 200 до 800 руб./мес.
А ещё
Сервис разработки и анализа бизнес-планов, сервис для управления продажами, агрегатор информации о торгах, сервис для управленческого учета, банковские гарантии безопасных сделок.
Дополнительные сервисы
Наверняка у Сбербанка есть какие-то бонусы и акции для клиентов, интересные предложения от партнеров, но наша компания с ними не знакома. Возможно, нам о них не рассказали, так что мы ничем подобным не пользовались. Ставлю 3.
Дополнительные сервисы в Сбербанке
от эксперта podelu.ru
Клиенты Сбербанка получают бонусы и подарки от партнёров банка
Программа 1С:БизнесСтарт
Для ведения бухгалтерского и управленческого учета — год бесплатного доступа.
Яндекс.Карты
6 месяцев приоритетного размещения.
Мегафон-Таргет
1000 бесплатных sms для рассылок./div>
«На Полке»
1200 рублей в сервисе оптовых закупок для бизнеса.
Яндекс.Директ
15 000 рублей на первую рекламную кампанию.
hh.ru
30 дней размещения вакансий и 7 дней доступа к базе резюме.
MyTarget
Удвоение первого платежа от 3 000 до 75 000 рублей на рекламу.
Вконтакте
удвоение первого платежа на 10 000 рублей для продвижения товаров.
Мобильный и онлайн-банки
В приложение Сбербанк Бизнес Онлайн можно заходить с компьютера или с телефона, но я преимущественно работаю через компьютер, потому что интерфейс приложения довольно подробный и на экране телефона он не помещается. С рублёвым и валютным счетом работаю через одно и то же приложение. Создаю платёжки, завожу контрагентов, выгружаю данные.
Например, чтобы оплатить счёт контрагенту или сделать перевод юрлицу, я создаю новое платёжное поручение, ввожу сумму, указываю, с НДС или без НДС, с какого расчётного счёта списать деньги. Затем выбираю контрагента, а если его нет в моем списке — создаю новую учётную карточку с его именем и реквизитами. У Сбербанка есть проверка контрагента на надежность: если на карточке контрагента стоит зеленая галочка, это сигнал «Рисков не выявлено». Вместо неё может загореться оранжевый кружок: «Есть возможные риски». Наверное, бывает и красная кнопка, но я такого пока не встречала.
После выбора контрагента пишу наименование платежа, по какому договору и счёту — и нажимаю кнопку «Создать платёжное поручение». Платёжку можно создать и оставить как черновик в личном кабинете. Далее, ее можно подписать, то есть одобрить через смс-верификацию. И следующий этап — нажать кнопку «Отправить в банк», после чего банк должен с этой платёжкой начать работать. Как правило, банковский день длится до 16.00, а некоторые операции банк принимает до 13.00. Если есть срочный платёж, стараюсь делать его за час до окончания рабочего дня банка.
Похожим образом можно переводить деньги и физлицам: например, мы возвращали переплату за тур клиенту. А с валютой помимо формирования платежки я должна прикрепить договор на языке контрагента и на русском языке, по которому пройдёт оплата.
Еще в мобильном банке я могу запросить справку о состоянии счета, писать письма в банк, отправлять заявку на кредит, делать выгрузку банковской выписки для бухгалтерии, оформлять электронную подпись от Сбербанка. В общем, использую почти все функции, которые есть в приложении. Счета мы выставляем в Word, возможно, их можно создавать и в Сбербанк Бизнес Онлайн — надо проверить.
Я не знаю, как выглядят интерфейсы других онлайн-банков, но приложением Сбербанка довольна. Не нравится только то, что в нём нет чата для быстрой связи с техподдержкой, а ещё при выгрузке выписки есть сложности с выбором удобной формы: я до сих пор не понимаю, где должна поставить галочку, чтобы получить отчёт в нужном мне виде с расшифровкой каждой суммы — описание форм непонятное.
За простоту и удобство онлайн-банка ставлю 5, за скорость операций — 4, за оформление тоже 4 и разнообразие операций — 5.
Техническая поддержка
У Сбербанка нет чата, и с техподдержкой можно связаться двумя способами: по телефону или электронной почте. На письма отвечают месяц, самое быстрое — 4-5 дней, поэтому стараюсь звонить. Сотрудники достаточно квалифицированные, вежливые, практически всегда решают мой вопрос.
Каждый звонок в Сбербанк занимает минут 30. Сложности возникают не часто — где-то раз в месяц. Скажем, я оформляла одно поручение и хотела, чтобы платёж ушел до конца банковского дня — до 16.00, а я оформляла платёжку в полчетвёртого. Позвонила в банк, попросила ускорить процесс — и платёж ушёл в тот же день.
Правда иногда дозвониться сложно: однажды не могла зайти в личный кабинет, верификационный код не приходил на телефон минут 5-6, я стала звонить в техподдержку, и пока висела на трубке 8 минут, код пришёл. В другой раз поддержка не помогла, когда мне нужно было отозвать платеж. Звонила по горячей линии, мне ответили, что это решается исключительно через переписку с банком. Написала письмо — и получила ответ только через 25 дней.
За приветливость ставлю техподдержке 4, за скорость ответов по телефону — 4, а вот по электронке — 1, за качество ответов по телефону — 4, а по почте — 2.
Найдите свой банк для ведения счета
Выбрать банк
Найдите свой банк для ведения счета
Выбрать банк
Налоги и бухгалтерия
Банк никак не помогает с отчетами в налоговую или бухгалтерией. У меня есть штатный бухгалтер, которая ведёт учёт и сдаёт все отчёты через СБИС с помощью квалифицированной электронной подписи. К слову, электронная подпись Сбербанка не подходит для других целей — её признает только Сбербанк.
В целом, при таком объёме неудобств удивительно, что мы всё ещё работаем со Сбербанком, но, как я уже говорила, мне важна его надёжность. А ещё не хочется перезаключать договоры со всеми контрагентами, в которых у нас стоят реквизиты Сбербанка.
Оценка банка Сбербанка
3,3
Стоимость обслуживания
3,0
Техническая поддержка
3,7