При онлайн-регистрации ООО с ЭЦП можно не платить госпошлину и не посещать налоговую. Расскажем, где получить электронную подпись и как ей пользоваться при регистрации ООО.
Какая ЭЦП нужна для регистрации ООО
Можно ли пользоваться ЭЦП после регистрации ООО
Какая ЭЦП нужна для регистрации ООО
ЭЦП — это способ защитить документ от третьих лиц и подтвердить личность человека, который его подписал. Для обращения в госорганы подходит не любая ЭЦП. По степени защиты они делятся на три вида (ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ):
1. Простая — указывает на личность отправителя, но не защищает документ от изменений и не обладает юридической силой. Используется для авторизации на сайте, подтверждения платежа. Это одноразовые пароли, коды подтверждения, смс-сообщения.
2. Усиленная неквалифицированная — идентифицирует владельца, защищает документ от прочтения третьими лицами и изменения после подписания. Не обладает юридической силой. С её помощью можно организовать внутренний ЭДО, поучаствовать в электронных торгах, получить информацию в личном кабинете налогоплательщика.
3. Усиленная квалифицированная (УКЭП) — идентифицирует личность заявителя, защищает подписанный документ от изменений и не позволяет прочесть его третьим лицам. При создании используются криптографические средства защиты, сертифицированные ФСБ РФ. Такую подпись нельзя копировать, выложить в общий доступ или подделать.
Как и где получить ЭЦП
С 2022 изменились правила получения УКЭП: начал действовать 476-ФЗ от 27.12.2019, который внес поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Теперь КЭП выдают только ФНС и ее доверенные лица — аккредитованные удостоверяющие центры. В них можно обратиться:
-
лично — вы экономите на услугах фирм-посредников, но тратите своё время;
-
через фирму-посредника — это платно, но заявку оформят быстро и удалённо;
-
через банк — вы получите ЭЦП и сразу откроете расчётный счёт.
Теперь подпись стала личной — больше нельзя получить подпись на юрлицо, только на руководителей юрлица. Также теперь подписи понадобятся ключевым сотрудникам, которые уполномочены подписывать документы. ИП или руководителю организации нужно будет лично приехать в ФНС или организацию — доверенное лицо ФНС для идентификации личности.
Документы ИП или руководителя |
Носитель, ПО, документы на них |
|
|
Получить подпись по доверенности больше не получится, нужен личный визит (п.25 Приказа ФНС № ВД-7-24/982@).
Если ЭЦП получает не руководитель юрлица, а сотрудник, который будет использовать её для раскрытия информации о финансовой деятельности организации на специализированных порталах, то сотрудники смогут получать в ФНС и ее доверенных лицах подпись физлица и пользоваться ею. С 1 сентября 2023 это нужно будет делать с машиночитаемой электронной доверенностью, но пока сроки ее введения постоянно сдвигают.
Все документы проходят проверку в ФНС. После идентификации личности вы получите токен с цифровой подписью в виде USB-флешки, ключ проверки к ней и инструкцию по использованию. Подпись выдают в единственном экземпляре
Можно ли пользоваться ЭЦП после регистрации ООО
Получить ЭЦП для регистрации ООО нужно заранее. Она должна быть у каждого учредителя, если они хотят обратиться в ИФНС удалённо. Но после регистрации юрлица придется выпустить подписи на руководителей юрлиц.
УКЭП для регистрации юрлица пригодятся учредителям, если они будут действовать от своего имени:
-
заключать договора;
-
устраиваться на работу;
-
подавать в госорганы заявления, жалобы, запросы информации;
-
отчитываться по налогам;
-
участвовать в электронных торгах.
Как зарегистрировать ООО с использованием ЭЦП
Мы уже давали инструкцию по онлайн-регистрации в сервисе ФНС и на портале «Госуслуги». Расскажем, как проходит удалённая регистрация с ЭЦП.
Подготовьте документы
С помощью ЭЦП можно направить в ИФНС весь пакет документов, которые нужны для регистрации ООО. Но дополнительно для этого понадобится сканер и принтер. Без принтера можно обойтись, если на компьютере установлено специальное программное обеспечение — виртуальный принтер.
Если виртуального принтера нет, подготовленные документы нужно распечатать, а затем отсканировать в tiff-формате с разрешением изображения не менее 300 dpi в чёрно-белом режиме. Каждый файл не должен весить больше 2 Мб.
Для обращения в ИФНС скачайте бесплатную программу подготовки документов. Выберите в ней заявление по форме Р11001 и последовательно заполните по инструкции.
Затем сформируйте пакет документов для регистрации ООО. Для этого в программе нажмите на кнопку с изображение конверта. В появившемся окне укажите:
1. Общие сведения о пакете — наименование регистрируемого ООО, способ получения подтверждения регистрации, вид заявления и код налогового органа. Строка ОГРН недоступна для заполнения, так как юрлицо ещё не зарегистрировано.
2. Сведения обо всех заявителях — ФИО, ИНН, адрес электронной почты для получения решения от ИФНС. На каждого заявителя — отдельная строка.
3. Сведения о подаваемых документах — в этом разделе выберите типы документов, которые должны входить в пакет для регистрации ООО. Загрузите их в формате tiff и подпишите ЭЦП
Подпишите документы ЭЦП
Информацию о пакете можно сохранить во временном файле. Для этого нужно подписать их хотя бы одной ЭЦП. Это удобно, если вы забыли подготовить какой-то файл или хотите сформировать пакет, пока не готова ваша ЭЦП — не придётся вновь возвращаться к этому шагу и вводить все данные.
Для подачи в ИФНС электронные подписи должны быть у всех учредителей. Они подписывают своими ЭЦП каждый загруженный документ. Для этого нажмите «Выбрать ЭЦП». В открывшемся окне вам будет предложено указать сертификат ключа подписи. Он должен быть заранее установлен специальными средствами «КриптоПро».
Когда вы укажете сертификат ключа, сведения о нём автоматически отобразятся в соответствующем поле.
Затем последовательно выберите документы из пакета и нажмите «Подписать». Если возникнут трудности, воспользуйтесь разделом «Помощь» в программе.
Далее нажмите кнопку «Сформировать пакет документов для отправки» и сохраните в формате zip. Именно этот архив вы будете загружать на сайт ФНС или портал «Госуслуги» при регистрации ООО. Учтите, что уже сформированный пакет изменить невозможно.
Заказать ЭЦП в КонтуреПодайте документы на регистрацию ООО
Чтобы подать заявление на регистрацию ООО, загрузите на сайт сформированный пакет в формате zip и отправьте в ИФНС. Как только ведомство получит документы, вам придёт уведомление в личном кабинете.
Отправка осуществляется от имени одного учредителя и с его ЭЦП.
ИФНС рассматривает заявление в течение трёх рабочих дней. На следующий рабочий день после принятия решения о регистрации ООО или отказе в ней налоговая направляет документы на адрес электронной почты заявителя. Они подписаны усиленной квалифицированной подписью ИФНС.
Плюсы и минусы регистрации ООО с ЭЦП
Регистрация ООО с использованием ЭЦП удобна тем, что можно удалённо отправить документы и получить решение налоговой. Не нужно находить время для визита в ИФНС и нести туда бумаги. Также ЭЦП позволяет сэкономить 4 000 рублей на уплате госпошлины.
Однако использование ЭЦП предполагает определённый уровень компьютерной грамотности, чтобы скачать и установить нужные программы, подписать документы. Госпошлину платить не нужно, но придётся потратиться на оформление ЭЦП.