Для ИП и ООО доступны все виды эквайринга, но для самозанятых физлиц есть ограничения, так как они работают без расчётного счёта. Расскажем, зачем самозанятым эквайринг и можно ли его подключить.
Как самозанятые могут принимать платежи
Самозанятые — это плательщики налога на профессиональный доход (НПД). Они ведут деятельность без работодателя и привлечения наёмных работников (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ). Самозанятые лично оказывают услуги или реализуют товары собственного производства.
Стать самозанятым может физическое лицо и индивидуальный предприниматель.
От своих клиентов они могут получать оплату:
-
Наличными. Подходит тем, кто ведёт деятельность в регионе проживания и лично контактирует с покупателями. Быстро, удобно и надёжно.
-
На электронный кошелёк, личную банковскую карту или банковский счёт физлица. Для этого нужны специальные приложения или их веб-версии. Такой вариант подходит для удалённых расчётов. Но в магазинах это бывает неудобно: не все покупатели готовы разбираться в технической стороне вопроса, а у некоторых нет мобильного интернета.
-
Сервис «Запрос денег» в личном кабинете онлайн-банка. Через раздел «Переводы» можно запросить определённую сумму у одного или нескольких человек. Им поступит счёт на оплату или смс-сообщение со ссылкой на платёжную форму. Этот вариант подходит для приёма нерегулярных платежей. Сервис есть в «Сбербанке», «Тинькофф», «Юmoney».
-
На банковский или расчётный счёт с помощью эквайринга — ещё один способ получения платежей, который подходит для офлайн и онлайн-продаж. Эта банковская услуга позволяет принимать безналичную оплату товаров и услуг с пластиковой карты или смартфона покупателя.
Какой эквайринг подходит самозанятым
Но есть интернет-эквайринг, который позволяет получать платежи через интернет — его могут подключить все самозанятые.
Мы рассказывали, почему эквайринг нельзя подключить без расчётного счёта.
Эквайринг для самозанятых физлиц
Физлица-самозанятые могут пользоваться эквайрингом и получать онлайн-платежи через специальные сервисы — «ЮКасса», Robokassa, Qiwi.
Это работает так: покупатель оплачивает товар или услугу через специальную платёжную форму на сайте, получает чек, а деньги поступают самозанятому на кошелёк.
Алгоритм подключения во всех сервисах почти одинаков:
-
зарегистрируйте учётную запись;
-
пройдите идентификацию, указав основные сведения о себе — ФИО, паспортные данные, ИНН, адрес, сведения о рождении;
-
заполните данные своего сайта — название, URL, способ вывода средств.
Идентификация в сервисе «Робокасса» для самозанятых:
Условия подключения эквайринга «ЮКасса» для самозанятых:
За каждый проведённый платёж сервис берёт с продавца комиссию. Например, для самозанятых граждан в «ЮКассе» она составляет 3,5 %, в других сервисах зависит от выбранного тарифа.
При подключении интернет-эквайринга для самозанятых обратите внимание на дополнительные возможности сервиса. Например, плательщики НПД могут выпустить банковскую карту, привязанную к кошельку «Юmoney». Её можно использовать для снятия наличных, оплаты любых покупок.
В банках эквайринга для самозанятых нет. Например, «Сбербанк» предлагает специальные карты, на которые будут приходить только доходы от профессиональной деятельности. Но торговый и интернет-эквайринг не настроят.
Эквайринг для самозанятых ИП
Самозанятый может стать предпринимателем, а зарегистрированный ИП может перейти на НПД. В этом случае он будет платить налоги как самозанятый, но сохранит возможность пользоваться расчётным счётом. Это удобно, если вы хотите продавать свой товар или оказывать услуги широкому кругу покупателей.
Подобрать выгодный расчётный счёт для самозанятого ИП можно в сервисе podelu.ru. Сравните предложения разных банков и выберите самое подходящее.
Самозанятый ИП с открытым расчётным счётом может подключить как интернет-эквайринг, так и торговый эквайринг. При этом счёт можно открыть в одном банке, а подключить эквайринг в другом.
Эквайринг работает так:
-
Сумма оплаты списывается с карты покупателя;
-
Платёж обрабатывается банком-эквайером;
-
Деньги поступают в банк самозанятого;
-
Платёж поступает на расчётный счёт самозанятого ИП за вычетом комиссии.
Для торгового эквайринга нужен POS-терминал, к которому покупатели прикладывают карты, смартфоны или часы для оплаты товара. Деньги с карты через банк-эквайер поступают на счёт продавца.
Банк предлагает купить или арендовать POS-терминал, обслуживает установленное оборудование и получает процент от проведённых за месяц платежей. Стоимость банковской услуги зависит от выбранного тарифа. О том, сколько стоит эквайринг и как на нём сэкономить, мы писали в отдельной статье.
Для интернет-эквайринга не нужно устанавливать POS-терминал. Платёж можно отправить через специальную форму на сайте. Однако не все банки предоставляют услугу интернет-эквайринга. Если у вашего банка нет соответствующей лицензии, придётся обращаться в другую кредитную организацию. Узнать о возможности предоставления услуги можно на официальном сайте или по телефону.
Подключение интернет-эквайринга помогает не только увеличивать продажи на сайте, собирать статистику по ним, но и выставлять покупателям счета посредством смс-сообщений, на адрес электронной почты. Это удобно для владельцев небольших интернет-магазинов, онлайн-сервисов по оказанию консультационных услуг.
Нужен ли самозанятым эквайринг
Потребители оплачивают банковскими картами более 70 % своих покупок. И если у самозанятого подключен эквайринг, он:
-
расширяет круг своих клиентов, упрощая для них процедуру оплаты товаров и услуг;
-
увеличивает продажи;
-
снижает риски, связанные с хранением наличных;
-
при определённых условиях получает возможность принимать платежи круглосуточно;
-
снижает риск получения фальшивых купюр.
Вопрос о необходимости эквайринга каждый самозанятый решает сам, так как это не только потенциальные клиенты, но и дополнительные затраты на оплату банковской услуги. Самозанятые с небольшим и нерегулярным доходом, преимущественной оплатой наличными вполне могут обойтись без эквайринга. Но для эффективной работы торговой точки и интернет-магазина он может оказаться необходимым.